![]() |
С. Н. Дурылин (1886-1954) |
В Болшеве, где в 1939 году жила Марина Цветаева и где уже
20 лет существует её музей, имел свой дом огромный и разносторонний русский учёный-гуманитарий
Сергей Николаевич Дурылин (1886-1954).
В этом доме теперь находится музей его имени. В сентябре в Москве состоится конференция по его творчеству. «Вашингтонский музей русской поэзии и музыки» получил приглашение на участие в ней и послал для зачитки следующее сообщение:
В этом доме теперь находится музей его имени. В сентябре в Москве состоится конференция по его творчеству. «Вашингтонский музей русской поэзии и музыки» получил приглашение на участие в ней и послал для зачитки следующее сообщение:
Воспоминание бывшего
восьмиклассника.
(Ненаучное
сообщение)
Сергей Николаевич Дурылин (1886-1954) представлен
в «Вашингтонском музее русской поэзии и музыки» прежде всего, как человек,
поддержавший первые стихотворные опыты Бориса Пастернака, что, наверно, в
немалой степени решило творческую судьбу поэта. В архиве «Вашингтонского музея
русской поэзии и музыки» хранится запись лекции С.Н.Дурылина в старом здании
МГУ на Моховой ул. в 1946 году «Москва при Иване Грозном». Тогда здесь существовал
бесплатный Лекторий, и в преддверии празднования 800-летия Москвы 1947 года
известные учёные читали для всех желающих лекции на эту тему, в том числе, М.В.
Нечкина («Москва 1812 года») и Н.И. Брунов («Архитектурные памятники Москвы»).
Экспозиция Дурылина в музее
расширилась, когда его посетила в 2005 году Валентина Фёдоровна Тейдер, научный
сотрудник МГУ, в то время Главный хранитель музея Сергея Дурылина в Болшеве.
В настоящем сообщении речь пойдёт о
лекции Дурылина, которая состоялась 15 октября 1946 года.
Эта девушка – сегодня бабушка моих четырёх
внуков и двух правнуков. Несколько лет
тому назад мы отметили золотую свадьбу.
Галина Васильевна организовала для
своего кружка, что уже ближе к теме данного сообщения, автобусную экскурсию по
Москве. Вдоль ГУМа тогда был сквозной проезд через Красную площадь. И наш
автобус пересекал площадь. Не смотря на строгий запрет, я сфотографировал из
окна автобуса Кремлевские башни, стену и мавзолей. Москва меня тогда прожгла. Я
был коренной москвич, родился на Тверской ул., д.14 (Елисеевский магазин, салон
Зинаиды Волконской), жил на Чистых прудах, имел взрослый велосипед с номером
(он был зарегистрирован) и объездил всю Москву, которую страстно любил. И даже
к 800-летию Москвы, чтобы не учить длинные стихи Пушкина и Лермонтова (у меня
плохая память, а учительница литературы всегда вызывала меня первым), я написал
своё стихотворение в 12 строк и торжественно прочёл его на уроке. Конечно, оно
было очень слабым и напыщенным. Приведу только первую строку: «Люблю Москву в
вечерний час…».
Итак, 1946 год, восьмой класс, мне 16 лет, время второй исторички.
я туда ринулся, хотя в ту пору бредил
космосом, так как начитался Циолоковского, и даже «изобрёл» искусственный
спутник Земли в виде шара с антеннами (директор школы читал во всех классах моё
сочинение с описанием спутника). Увидев объявление Лектория МГУ о цикле лекций
о Москве, я ринулся туда, и
на всю жизнь
запомнил только одного лектора этого цикла. Это был Сергей Николаевич Дурылин. Ни
тогда, ни многие годы позже я о нём ничего не знал. Большая аудитория в виде амфитеатра в старом здании
МГУ, кажется, не была заполнена. У меня была с собой большая общая тетрадь с
цветной жесткой обложкой. Она сейчас лежит передо мной. Я привёз её в Америку…
На первой же лекции, под названием
«Москва при Иване Грозном», которая состоялась 15 октября 1946 года, на кафедру
вышел старичок небольшого роста, в чёрном мешковатом костюме, в очках, с
хохолком на голове (ему тогда было 60 лет). В общем, типичный профессор, как я себе представлял
профессоров, которых до этого никогда не видел. Лектор разложил свои бумаги и
углубился в них, не обращая внимания на публику. Сложилось впечатление, что он отрабатывает
какую-то обязанность, а может быть, и повинность. В пору обучения в институте я
встречался с подобным типом лекторов. Например, у нас в МЭИ курс «Теоретические
основы электротехники» читал профессор Ломоносов. Тоже в мешковатом чёрном
двубортном костюме. Он тоже не обращал внимания на слушателей лекции и даже
часто стоял спиной к аудитории.
Видимо, Дурылин рассказывал интересно,
так как его лекция записана у меня довольно подробно (12 тетрадных страниц),
хотя такого опыта у меня тогда, естественно, совершенно не было. Вот первые
строчки этой лекции (без редактирования): «История
Москвы – это история русского народа. Одной из эпох истории русского народа и
Москвы – эпоха Ивана Грозного, эпоха образования централизованного государства.
Это образование могло быть только при развитии денежно-рыночных отношений и
торговли, только после ликвидации экономической раздробленности. Образование
экономических сношений. Развитие русской национальной культуры». Такой
суконный язык, скорее всего, принадлежал мне, советскому не очень грамотному школьнику
(отчасти из-за слабых учителей в нашей школе, от которых я ушёл вскоре в
экстернат, где были педагоги экстра класса), прошедшему изучение экономической географии
СССР у весьма идеологизированного педагога. Далее пошло вроде бы лучше;
«К Москве
сходились уже в XVI веке все дороги. Тверская ул. в Тверь вела, Переяславль к Сретенке. Здесь можно было <увидеть> 800
возов. На запад Арбат, Смоленская дорога. Юго-западный путь на Калугу. На юг
Серпухов (Серпуховские ворота). На восток Нижний Новгород. В стены столицы
сходились многочисленные товары. Хлеб шёл из Коломны, из Переяславля, из
вятского края, т.е. с Севера. С белоозера (?), Переяславля, Новгорода – рыба, с
Смоленска – продукты с.х.(<сельского хозяйства>). С Севера – мёд, сырец,
пушнина. Соль – из Твери. Из Новгорода уклад, медь, металл привозной».
Потом пошёл разговор о ремесленниках,
пушечниках, кузнецах, калачниках, оружейниках и о соответствующих улицах их
проживания и расположения их лавок. Торговые ряды и рост населения в пределах
бульварного кольца, а в некоторых местах в приближении к кольцу садов. О
Москворечье, Кремле, Москва-реке, о сожжении Москвы татарами. И далее о
царствовании Ивана IV, о его
писательских и композиторских способностях, о росте грамотности населения и грамотности
некоторых бояр, о создании типографии, издании книг, об почётном отношении к
исторической науке.
И, наконец, заключение (опять цитирую
запись восьмиклассника): «Москва явилась
центром централицованного государства. По Москве строились другие города,
равнялась вся страна. Сильные военные и пол<итики были> соср<едоточены>
в Москве. Москва – культурный центр».
Видимо, зерно попало в нужное место. Все
упомянутые в лекции улицы Москвы, да и многие другие, я знал досконально. Я
всегда читал и собирал книги и фотографии о Москве. Неплохая подборка
материалов о Москве представлена и в моём Вашингтонском музее. Спасибо Сергею
Николаевичу Дурылину.
Вашингтон.
Сентябрь 2012 г.
No comments:
Post a Comment